ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 30 ИЮНЯ 2006 ГОДА № 8-П
Ищете квалифицированную юридическую помощь по разумным ценам? Знайте! Грамотный юридический совет сэкономит вам время и деньги! Позвоните нам и команда адвоката Ратнера Д.Г. поможет вам!
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 июня 2006 г. N 8-П
"По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы"
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.М. Данилова, судей Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина,
В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Н.В. Мельникова,
Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
с участием представителей Правительства Москвы - адвоката
Т.Н. Мордоховой и доктора юридических наук А.Е. Шерстобитова, постоянного
представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской
Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора
юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
М.В. Кротова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой, частями
третьей и четвертой статьи 3, подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи
22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Правительства Москвы.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации
оспариваемые в запросе законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И. Клеандрова, объяснения
представителей сторон, выступления полномочного представителя
Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской
Федерации М.Ю. Барщевского, приглашенных в заседание представителей: от
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - судьи Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации В.Л. Слесарева, от Генерального
прокурора Российской Федерации - Т.А. Рыжковой, от Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации - О.Б. Соколовой,
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом -
А.Н. Крыласовой, исследовав представленные документы и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Правительство Москвы просит признать противоречащими статьям 1
(часть 1), 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 35 (части 2 и 3) и 73
Конституции Российской Федерации положения части 11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (в редакции
Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий"), устанавливающие, что:
находящееся в собственности субъектов Российской Федерации
имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит
безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если
нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской
Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное
имущество используется федеральными органами государственной власти,
федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными
государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с
данным Федеральным законом (абзацы девятый - одиннадцатый);
предложения о передаче имущества направляются органами
государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу
исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества
(абзацы пятнадцатый - шестнадцатый);
решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской
Федерации в федеральную собственность принимаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества,
если иное не установлено Правительством Российской Федерации; указанные
решения являются основаниями возникновения права собственности Российской
Федерации на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации
(абзацы девятнадцатый и двадцать первый);
перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче
имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную
собственность, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац
двадцать второй);
органы государственной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий принятие имущества, обязан принять
передаваемое имущество на основании решений о передаче имущества из
собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность
в соответствии с передаточным актом, в котором указываются наименования и
места нахождения передаваемых государственных унитарных предприятий и
государственных учреждений; подписанный уполномоченными лицами органов
государственной власти, осуществляющих передачу и принятие имущества,
передаточный акт представляется уполномоченному органу государственной
власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного
имущества; если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или)
не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу
имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным федеральным
органом в одностороннем порядке (абзацы двадцать третий - двадцать
седьмой);
права на находящиеся в федеральной собственности объекты
недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки,
на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений
о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в
федеральную собственность, подписанных передаточных актов и иных
документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абзац
двадцать девятый);
передача имущества, закрепленного за государственными учреждениями
или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия
указанных учреждений или предприятий; в этом случае от передающей стороны
передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или
визируется уполномоченным лицом учреждения (абзац тридцатый);
право собственности на имущество, передаваемое в порядке,
установленном данным Федеральным законом, возникает с даты,
устанавливаемой соответствующими решениями федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества
(абзац тридцать первый);
к правоотношениям, возникающим при передаче имущества из
собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность,
нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от
21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения
права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей
положениям данной статьи (абзац тридцать третий).
По мнению заявителя, данные законоположения нарушают конституционные
правомочия субъектов Российской Федерации, поскольку допускают изъятие
имущества из собственности субъекта Российской Федерации и его обращение
в федеральную собственность вопреки установленным Гражданским кодексом
Российской Федерации общим правилам приобретения права собственности на
основании подзаконных актов, без согласия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, решения суда и равноценного возмещения,
не содержат конкретного перечня имущества субъектов Российской Федерации
(его видов, категорий), подлежащего передаче в федеральную собственность,
и тем самым позволяют определять его федеральным органам исполнительной
власти по своему усмотрению, не гарантируют сохранение за субъектами
Российской Федерации их имущества в случаях, когда возможно многоцелевое
использование, перепрофилирование этого имущества или его использование
для осуществления иных полномочий, остающихся у субъекта Российской
Федерации в результате разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Москвы, таким образом, оспаривает конституционность
названных законоположений в части, касающейся установления порядка
безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской
Федерации в федеральную собственность. Именно в этой части данные
законоположения - в силу статьи 36, части третьей статьи 74, статей 84 и
85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" - составляют предмет рассмотрения Конституционного
Суда Российской Федерации по настоящему делу.
2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация
является федеративным государством, его федеративное устройство основано
на разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть
3); государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют
образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); в
Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8,
часть 2), при этом федеральная государственная собственность и управление
ею находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "д"), а
разграничение государственной собственности - в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт
"г" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые
в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации (статья 76, часть 2).
2.1. По смыслу приведенных конституционных положений, необходимость
разграничения государственной собственности между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации, предусмотренного непосредственно
Конституцией Российской Федерации в качестве предмета их совместного
ведения, предопределяется федеративным характером государства и
разграничением полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации не определяет, какие
объекты государственной собственности должны находиться в собственности
Российской Федерации, а какие - в собственности субъектов Российской
Федерации.
Следовательно, при осуществлении нормативного регулирования в
области разграничения государственной собственности федеральный
законодатель - исходя из разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и из того, что объем, пределы и
особенности конкретных полномочий органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам разграничения государственной
собственности обусловлены особенностями государственной собственности, ее
предназначением как экономической основы для осуществления функций
государства и реализации полномочий органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, - правомочен отнести объекты государственной
собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной
собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также
установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной
основе, от одного субъекта публичной власти к другому.
В частности, имущество, находящееся в федеральной собственности,
может быть безвозмездно передано в собственность субъектов Российской
Федерации; в свою очередь, имущество, находящееся в собственности
субъектов Российской Федерации, может быть безвозмездно передано в
федеральную собственность, причем такая передача не является допускаемым
на основании статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации
принудительным отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим
предварительное и равноценное возмещение. В то же время имущество,
передаваемое в процессе разграничения собственности между Российской
Федерацией и ее субъектами, остается государственной собственностью и
должно использоваться органами государственной власти не иначе как для
осуществления ими своих полномочий в конституционно установленных целях.
Таким образом, разграничение государственной собственности и
передача имущества, находящегося в государственной собственности,
осуществляемая в связи с разграничением полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, не должны быть произвольными.
2.2. По смыслу статьи 72 (пункт "г" части 1) Конституции Российской
Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 8 (часть 2) и 71
(пункт "д"), разграничение государственной собственности осуществляется
между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации как между
публично-правовыми образованиями, связанными отношениями субординации и
координации, которые основаны на разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в
государственной собственности, обусловливаемые разграничением
публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и
порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта,
оформляющего такую передачу, также представляют собой систему
публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и
координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения
гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников
гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные
на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их
участников, по общему правилу, не регулируются.
Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к
имущественным отношениям, основанным на административном или ином
властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не
применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи
2); отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к
собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,
установленном законом (пункт 5 статьи 214). На это же указывает абзац
тридцать третий части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям,
возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы
Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не
противоречащей ее положениям.
Таким образом, разграничение государственной собственности и
регламентация передачи имущества в результате разграничения полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются
посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и
принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного
ведения законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской
Федерации, на которых и основывается правоприменительная деятельность в
этой сфере органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2),
55 (часть 3), 71 (пункт "д"), 72 (пункт "г" части 1) и 73 Конституции
Российской Федерации, федеральным законом - как нормативным правовым
актом общего действия, принимаемым в сфере совместного ведения и
определяющим конкретные полномочия и компетенцию органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам разграничения государственной
собственности и передачи имущества в результате разграничения полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, - право
собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено, если
такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и по
своему характеру соразмерно тем конституционно значимым целям, ради
которых оно вводится. Федеральным законом, разграничивающим
государственную собственность и устанавливающим порядок передачи
имущества в результате разграничения публично-властных полномочий, должен
быть обеспечен баланс интересов Российской Федерации и интересов ее
субъектов. При этом в силу вытекающего из Конституции Российской
Федерации требования признания и защиты государственной собственности
субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по разграничению государственной собственности и
безвозмездной передаче имущества должны распределяться и осуществляться
как находящиеся в совместном ведении, с тем чтобы при принятии
соответствующих решений обеспечивались бы учет и согласование интересов
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. В процессе становления России как федеративного государства и
развития экономических основ конституционного строя было предпринято
разграничение единой государственной собственности на собственность
Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации (а
затем и собственность муниципальных образований).
Согласно Закону СССР от 6 марта 1990 года "О собственности в СССР" и
Закону РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР" имущество,
находившееся в государственной собственности РСФСР, было отнесено
соответственно к федеральной собственности, собственности республик,
входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов,
краев и областей, исходя прежде всего из того, в ведении какого уровня
органов государственной власти и управления находилось то или иное
имущество. В дальнейшем разграничение единой государственной
собственности и передача различных объектов (видов) имущества в
федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации
производились на основании Постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность", а также распоряжения Президента Российской Федерации от
18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении
пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной
собственности и порядке оформления прав собственности". В приложениях 1 и
2 к названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации
содержались перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной
собственности, и объектов, которые могут передаваться в собственность
субъектов Российской Федерации.
3.1. Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации
разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и в связи с этим - разграничение
государственной собственности, федеральный законодатель непосредственно в
федеральном законе прежде всего указывает, какое имущество может
находиться в публичной собственности того или иного уровня, объектный
состав имущества, закрепляемого за соответствующим публичным
собственником, а также устанавливает порядок (процедуру) передачи
имущества из федеральной собственности в собственность субъектов
Российской Федерации и из собственности субъектов Российской Федерации в
собственность Российской Федерации.
Так, в Федеральном законе от 6 октября 1999 года "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" было определено,
какое имущество может находиться в собственности субъекта Российской
Федерации, и при этом подчеркивалось, что особенности возникновения,
осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской
Федерации устанавливаются федеральным законом (пункты 1, 2 и 4 статьи
26.11).
Федеральным законом от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" были
перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных функций
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а затем
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрен порядок
безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в
собственность субъектов Российской Федерации, а также из собственности
субъектов Российской Федерации - в федеральную собственность.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности
имущество, которое в связи с разграничением полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации может находиться в собственности субъектов
Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в их собственность,
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не
допускается, а также если указанное имущество используется органами
государственной власти субъектов Российской Федерации для целей,
установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6
октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"; в свою очередь, в федеральной
собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения
деятельности федеральных органов государственной власти, осуществления
ими полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией
Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской
Федерации, определяющими их статус, а также для обеспечения
стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и
безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и
законных интересов граждан Российской Федерации (абзацы первый -
четвертый, шестой - восьмой).
Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов
имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской Федерации
в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ отсутствует.
Разрешение вопроса о перечне объектов передаваемого имущества должно
осуществляться в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в
пределах ведения Российской Федерации, а также издаваемыми по предметам
совместного ведения федеральными законами и принимаемыми в соответствии с
ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации путем осуществления органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации соответствующей правоприменительной деятельности.
3.2. Положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ, являющимися предметом рассмотрения по
настоящему делу и определяющими порядок (процедуру) безвозмездной
передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в
федеральную собственность, предусматривается, в частности, что
находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество,
которое может находиться в федеральной собственности, подлежит
безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если
нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской
Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное
имущество используется федеральными органами государственной власти,
федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными
государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с
данным Федеральным законом (абзацы девятый - одиннадцатый).
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской
Федерации включает, во-первых, направление органом государственной власти
субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу
исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества,
о передаче имущества, а во-вторых - принятие федеральным органом
исполнительной власти решения о передаче имущества (абзацы пятнадцатый -
семнадцатый и девятнадцатый), при этом передача имущества из
собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской
Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается (абзац
восемнадцатый).
По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее
положениями, безвозмездная передача государственной собственности
предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный
законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции
Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее
субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом
исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного
имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в
федеральную собственность в одностороннем порядке.
О том, что аутентичное намерение законодателя именно таково - не
допустить передачу имущества против воли субъекта Российской Федерации, в
собственности которого оно находится, свидетельствуют выступления
представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Президента
Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела Конституционным
Судом Российской Федерации. Из этого же исходило и Правительство
Российской Федерации, закрепляя в постановлении от 13 июня 2006 года N
374, что для принятия федеральным органом государственной власти решения
о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в
федеральную собственность необходимо предложение органа государственной
власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта
Российской Федерации в федеральную собственность (подпункт "а" пункта 2).
3.3. При передаче имущества из собственности субъекта Российской
Федерации в федеральную собственность в порядке, предусмотренном
положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ, права собственника находятся под защитой статьи 35 (части
2 и 3) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь
имущество в собственности, реализуя вытекающие из этого правомочия, и
гарантии для субъектов данного права в случаях лишения их имущества, в
частности при принудительном отчуждении имущества для государственных
нужд.
Установленный рассматриваемыми законоположениями порядок передачи
имущества, находящегося в государственной собственности, исключает
необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев, а
также выплату равноценного возмещения, что соответствует природе
публично-правовых отношений между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации по разграничению государственной собственности и
передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации: имущество, находящееся в
собственности соответствующих публично-правовых образований,
предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их
полномочий функций государства, а следовательно, в результате
разграничения полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная передача
имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в
целях наиболее рационального его использования в общих публичных
интересах.
Спор же о праве собственности на имущество (о законности нахождения
имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится
вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта
Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном
действующим законодательством.
3.4. Таким образом, закрепленный в части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в
федеральную собственность имущества, находящегося в собственности
субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает
необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую
передачу, достижение договоренностей между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества,
находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не
может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов
Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов
Российской Федерации, в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3), 8
(часть 2), 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 72 (пункт "г" части 1)
Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и
второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать положения абзацев девятого, десятого, одиннадцатого,
пятнадцатого, шестнадцатого, девятнадцатого, двадцать первого, двадцать
второго, двадцать третьего - двадцать седьмого, двадцать девятого,
тридцатого, тридцать первого и тридцать третьего части 11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в
связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального
закона от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий") в части, устанавливающей порядок безвозмездной
передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в
собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не
противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные
законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе
действующего правового регулирования предполагают необходимость
волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.
Конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленный в
настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное
их истолкование в правоприменительной практике.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после провозглашения, действует
непосредственно и не требует подтверждения другими органами и
должностными лицами.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и
"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно
быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
Назад в раздел