Новости

17.08.2017

В России предложили ограничить иностранное владение точками обмена трафика далее

31.07.2017

Бенефициаров будут привлекать к субсидиарной ответственности при банкротстве далее

27.07.2017

Президент запретил уклонистам работать на госслужбе в течение десяти лет далее

27.07.2017

Путин подписал закон об ужесточении наказания за нелегальный алкоголь далее

25.07.2017

Сенаторы поддержали изменения в закон о регистрации юрлиц и ИП далее

25.07.2017

Закон о мессенджерах одобрен Совфедом далее

25.07.2017

Нотариусов обяжут хранить документы по новым правилам далее

25.07.2017

Совфед одобрил законопроект о бесплатном багаже при невозвратных билетах далее

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 30 ИЮНЯ 2006 ГОДА № 8-П

Судебная практика в России приобретает все большее правовое значение — арбитражные суды ориентируются на решения Верховного арбитражного суда Российской Федерации, а суды общей юрисдикции - на решения Верховного суда Российской Федерации. Мы выбрали для вас наиболее актуальные и важные судебные акты высших судов России.
Ищете квалифицированную юридическую помощь по разумным ценам? Знайте! Грамотный юридический совет сэкономит вам время и деньги! Позвоните нам и команда адвоката Ратнера Д.Г. поможет вам!


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 июня 2006 г. N 8-П

"По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы"

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего Ю.М. Данилова, судей Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина,

В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Н.В. Мельникова,

Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

с участием представителей Правительства Москвы - адвоката

Т.Н. Мордоховой и доктора юридических наук А.Е. Шерстобитова, постоянного

представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской

Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора

юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя Президента

Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации

М.В. Кротова,

руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции

Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой, частями

третьей и четвертой статьи 3, подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи

22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности

ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004

года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской

Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов

Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Правительства Москвы.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в

вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации

оспариваемые в запросе законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И. Клеандрова, объяснения

представителей сторон, выступления полномочного представителя

Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской

Федерации М.Ю. Барщевского, приглашенных в заседание представителей: от

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - судьи Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации В.Л. Слесарева, от Генерального

прокурора Российской Федерации - Т.А. Рыжковой, от Министерства

экономического развития и торговли Российской Федерации - О.Б. Соколовой,

от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом -

А.Н. Крыласовой, исследовав представленные документы и иные материалы,

Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Правительство Москвы просит признать противоречащими статьям 1

(часть 1), 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 35 (части 2 и 3) и 73

Конституции Российской Федерации положения части 11 статьи 154

Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (в редакции

Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

совершенствованием разграничения полномочий"), устанавливающие, что:

находящееся в собственности субъектов Российской Федерации

имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит

безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если

нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской

Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения

полномочий между федеральными органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное

имущество используется федеральными органами государственной власти,

федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными

государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с

данным Федеральным законом (абзацы девятый - одиннадцатый);

предложения о передаче имущества направляются органами

государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу

исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества

(абзацы пятнадцатый - шестнадцатый);

решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской

Федерации в федеральную собственность принимаются федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества,

если иное не установлено Правительством Российской Федерации; указанные

решения являются основаниями возникновения права собственности Российской

Федерации на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации

(абзацы девятнадцатый и двадцать первый);

перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче

имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную

собственность, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац

двадцать второй);

органы государственной власти субъекта Российской Федерации,

осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а федеральный орган

исполнительной власти, осуществляющий принятие имущества, обязан принять

передаваемое имущество на основании решений о передаче имущества из

собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность

в соответствии с передаточным актом, в котором указываются наименования и

места нахождения передаваемых государственных унитарных предприятий и

государственных учреждений; подписанный уполномоченными лицами органов

государственной власти, осуществляющих передачу и принятие имущества,

передаточный акт представляется уполномоченному органу государственной

власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного

имущества; если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или)

не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу

имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным федеральным

органом в одностороннем порядке (абзацы двадцать третий - двадцать

седьмой);

права на находящиеся в федеральной собственности объекты

недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки,

на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений

о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в

федеральную собственность, подписанных передаточных актов и иных

документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абзац

двадцать девятый);

передача имущества, закрепленного за государственными учреждениями

или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия

указанных учреждений или предприятий; в этом случае от передающей стороны

передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или

визируется уполномоченным лицом учреждения (абзац тридцатый);

право собственности на имущество, передаваемое в порядке,

установленном данным Федеральным законом, возникает с даты,

устанавливаемой соответствующими решениями федерального органа

исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества

(абзац тридцать первый);

к правоотношениям, возникающим при передаче имущества из

собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность,

нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от

21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения

права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей

положениям данной статьи (абзац тридцать третий).

По мнению заявителя, данные законоположения нарушают конституционные

правомочия субъектов Российской Федерации, поскольку допускают изъятие

имущества из собственности субъекта Российской Федерации и его обращение

в федеральную собственность вопреки установленным Гражданским кодексом

Российской Федерации общим правилам приобретения права собственности на

основании подзаконных актов, без согласия органов государственной власти

субъектов Российской Федерации, решения суда и равноценного возмещения,

не содержат конкретного перечня имущества субъектов Российской Федерации

(его видов, категорий), подлежащего передаче в федеральную собственность,

и тем самым позволяют определять его федеральным органам исполнительной

власти по своему усмотрению, не гарантируют сохранение за субъектами

Российской Федерации их имущества в случаях, когда возможно многоцелевое

использование, перепрофилирование этого имущества или его использование

для осуществления иных полномочий, остающихся у субъекта Российской

Федерации в результате разграничения полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Москвы, таким образом, оспаривает конституционность

названных законоположений в части, касающейся установления порядка

безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской

Федерации в федеральную собственность. Именно в этой части данные

законоположения - в силу статьи 36, части третьей статьи 74, статей 84 и

85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде

Российской Федерации" - составляют предмет рассмотрения Конституционного

Суда Российской Федерации по настоящему делу.

2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация

является федеративным государством, его федеративное устройство основано

на разграничении предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть

3); государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют

образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); в

Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,

государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8,

часть 2), при этом федеральная государственная собственность и управление

ею находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "д"), а

разграничение государственной собственности - в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт

"г" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые

в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации (статья 76, часть 2).

2.1. По смыслу приведенных конституционных положений, необходимость

разграничения государственной собственности между Российской Федерацией и

субъектами Российской Федерации, предусмотренного непосредственно

Конституцией Российской Федерации в качестве предмета их совместного

ведения, предопределяется федеративным характером государства и

разграничением полномочий между федеральными органами государственной

власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации не определяет, какие

объекты государственной собственности должны находиться в собственности

Российской Федерации, а какие - в собственности субъектов Российской

Федерации.

Следовательно, при осуществлении нормативного регулирования в

области разграничения государственной собственности федеральный

законодатель - исходя из разграничения полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации и из того, что объем, пределы и

особенности конкретных полномочий органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации по вопросам разграничения государственной

собственности обусловлены особенностями государственной собственности, ее

предназначением как экономической основы для осуществления функций

государства и реализации полномочий органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, - правомочен отнести объекты государственной

собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной

собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также

установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной

основе, от одного субъекта публичной власти к другому.

В частности, имущество, находящееся в федеральной собственности,

может быть безвозмездно передано в собственность субъектов Российской

Федерации; в свою очередь, имущество, находящееся в собственности

субъектов Российской Федерации, может быть безвозмездно передано в

федеральную собственность, причем такая передача не является допускаемым

на основании статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации

принудительным отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим

предварительное и равноценное возмещение. В то же время имущество,

передаваемое в процессе разграничения собственности между Российской

Федерацией и ее субъектами, остается государственной собственностью и

должно использоваться органами государственной власти не иначе как для

осуществления ими своих полномочий в конституционно установленных целях.

Таким образом, разграничение государственной собственности и

передача имущества, находящегося в государственной собственности,

осуществляемая в связи с разграничением полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации, не должны быть произвольными.

2.2. По смыслу статьи 72 (пункт "г" части 1) Конституции Российской

Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 8 (часть 2) и 71

(пункт "д"), разграничение государственной собственности осуществляется

между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации как между

публично-правовыми образованиями, связанными отношениями субординации и

координации, которые основаны на разграничении предметов ведения и

полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в

государственной собственности, обусловливаемые разграничением

публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и

порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта,

оформляющего такую передачу, также представляют собой систему

публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и

координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения

гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников

гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные

на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их

участников, по общему правилу, не регулируются.

Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к

имущественным отношениям, основанным на административном или ином

властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не

применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи

2); отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к

собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,

установленном законом (пункт 5 статьи 214). На это же указывает абзац

тридцать третий части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа

2004 года N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям,

возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы

Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не

противоречащей ее положениям.

Таким образом, разграничение государственной собственности и

регламентация передачи имущества в результате разграничения полномочий

между федеральными органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются

посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и

принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного

ведения законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской

Федерации, на которых и основывается правоприменительная деятельность в

этой сфере органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2),

55 (часть 3), 71 (пункт "д"), 72 (пункт "г" части 1) и 73 Конституции

Российской Федерации, федеральным законом - как нормативным правовым

актом общего действия, принимаемым в сфере совместного ведения и

определяющим конкретные полномочия и компетенцию органов государственной

власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации по вопросам разграничения государственной

собственности и передачи имущества в результате разграничения полномочий

между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, - право

собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено, если

такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и по

своему характеру соразмерно тем конституционно значимым целям, ради

которых оно вводится. Федеральным законом, разграничивающим

государственную собственность и устанавливающим порядок передачи

имущества в результате разграничения публично-властных полномочий, должен

быть обеспечен баланс интересов Российской Федерации и интересов ее

субъектов. При этом в силу вытекающего из Конституции Российской

Федерации требования признания и защиты государственной собственности

субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации по разграничению государственной собственности и

безвозмездной передаче имущества должны распределяться и осуществляться

как находящиеся в совместном ведении, с тем чтобы при принятии

соответствующих решений обеспечивались бы учет и согласование интересов

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. В процессе становления России как федеративного государства и

развития экономических основ конституционного строя было предпринято

разграничение единой государственной собственности на собственность

Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации (а

затем и собственность муниципальных образований).

Согласно Закону СССР от 6 марта 1990 года "О собственности в СССР" и

Закону РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР" имущество,

находившееся в государственной собственности РСФСР, было отнесено

соответственно к федеральной собственности, собственности республик,

входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов,

краев и областей, исходя прежде всего из того, в ведении какого уровня

органов государственной власти и управления находилось то или иное

имущество. В дальнейшем разграничение единой государственной

собственности и передача различных объектов (видов) имущества в

федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации

производились на основании Постановления Верховного Совета Российской

Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении

государственной собственности в Российской Федерации на федеральную

собственность, государственную собственность республик в составе

Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных

округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную

собственность", а также распоряжения Президента Российской Федерации от

18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении

пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной

собственности и порядке оформления прав собственности". В приложениях 1 и

2 к названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации

содержались перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной

собственности, и объектов, которые могут передаваться в собственность

субъектов Российской Федерации.

3.1. Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации

разграничение предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации и в связи с этим - разграничение

государственной собственности, федеральный законодатель непосредственно в

федеральном законе прежде всего указывает, какое имущество может

находиться в публичной собственности того или иного уровня, объектный

состав имущества, закрепляемого за соответствующим публичным

собственником, а также устанавливает порядок (процедуру) передачи

имущества из федеральной собственности в собственность субъектов

Российской Федерации и из собственности субъектов Российской Федерации в

собственность Российской Федерации.

Так, в Федеральном законе от 6 октября 1999 года "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" было определено,

какое имущество может находиться в собственности субъекта Российской

Федерации, и при этом подчеркивалось, что особенности возникновения,

осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской

Федерации устанавливаются федеральным законом (пункты 1, 2 и 4 статьи

26.11).

Федеральным законом от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и

дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" были

перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных функций

между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, а затем

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрен порядок

безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в

собственность субъектов Российской Федерации, а также из собственности

субъектов Российской Федерации - в федеральную собственность.

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22

августа 2004 года N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности

имущество, которое в связи с разграничением полномочий между федеральными

органами государственной власти и органами государственной власти

субъектов Российской Федерации может находиться в собственности субъектов

Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в их собственность,

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не

допускается, а также если указанное имущество используется органами

государственной власти субъектов Российской Федерации для целей,

установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6

октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации"; в свою очередь, в федеральной

собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения

деятельности федеральных органов государственной власти, осуществления

ими полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией

Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской

Федерации, определяющими их статус, а также для обеспечения

стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и

безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и

законных интересов граждан Российской Федерации (абзацы первый -

четвертый, шестой - восьмой).

Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов

имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской Федерации

в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ отсутствует.

Разрешение вопроса о перечне объектов передаваемого имущества должно

осуществляться в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в

пределах ведения Российской Федерации, а также издаваемыми по предметам

совместного ведения федеральными законами и принимаемыми в соответствии с

ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской

Федерации путем осуществления органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Российской

Федерации соответствующей правоприменительной деятельности.

3.2. Положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22

августа 2004 года N 122-ФЗ, являющимися предметом рассмотрения по

настоящему делу и определяющими порядок (процедуру) безвозмездной

передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в

федеральную собственность, предусматривается, в частности, что

находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество,

которое может находиться в федеральной собственности, подлежит

безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если

нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской

Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения

полномочий между федеральными органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное

имущество используется федеральными органами государственной власти,

федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными

государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с

данным Федеральным законом (абзацы девятый - одиннадцатый).

Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской

Федерации включает, во-первых, направление органом государственной власти

субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу

исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества,

о передаче имущества, а во-вторых - принятие федеральным органом

исполнительной власти решения о передаче имущества (абзацы пятнадцатый -

семнадцатый и девятнадцатый), при этом передача имущества из

собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской

Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается (абзац

восемнадцатый).

По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального

закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее

положениями, безвозмездная передача государственной собственности

предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов

государственной власти Российской Федерации и органов государственной

власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный

законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции

Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее

субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом

исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного

имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в

федеральную собственность в одностороннем порядке.

О том, что аутентичное намерение законодателя именно таково - не

допустить передачу имущества против воли субъекта Российской Федерации, в

собственности которого оно находится, свидетельствуют выступления

представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Президента

Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела Конституционным

Судом Российской Федерации. Из этого же исходило и Правительство

Российской Федерации, закрепляя в постановлении от 13 июня 2006 года N

374, что для принятия федеральным органом государственной власти решения

о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в

федеральную собственность необходимо предложение органа государственной

власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта

Российской Федерации в федеральную собственность (подпункт "а" пункта 2).

3.3. При передаче имущества из собственности субъекта Российской

Федерации в федеральную собственность в порядке, предусмотренном

положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004

года N 122-ФЗ, права собственника находятся под защитой статьи 35 (части

2 и 3) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь

имущество в собственности, реализуя вытекающие из этого правомочия, и

гарантии для субъектов данного права в случаях лишения их имущества, в

частности при принудительном отчуждении имущества для государственных

нужд.

Установленный рассматриваемыми законоположениями порядок передачи

имущества, находящегося в государственной собственности, исключает

необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев, а

также выплату равноценного возмещения, что соответствует природе

публично-правовых отношений между Российской Федерацией и субъектами

Российской Федерации по разграничению государственной собственности и

передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации: имущество, находящееся в

собственности соответствующих публично-правовых образований,

предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их

полномочий функций государства, а следовательно, в результате

разграничения полномочий между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Российской

Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная передача

имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в

целях наиболее рационального его использования в общих публичных

интересах.

Спор же о праве собственности на имущество (о законности нахождения

имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением

полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится

вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта

Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном

действующим законодательством.

3.4. Таким образом, закрепленный в части 11 статьи 154 Федерального

закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в

федеральную собственность имущества, находящегося в собственности

субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает

необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую

передачу, достижение договоренностей между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества,

находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не

может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов

Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов

Российской Федерации, в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3), 8

(часть 2), 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 72 (пункт "г" части 1)

Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и

второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального

конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать положения абзацев девятого, десятого, одиннадцатого,

пятнадцатого, шестнадцатого, девятнадцатого, двадцать первого, двадцать

второго, двадцать третьего - двадцать седьмого, двадцать девятого,

тридцатого, тридцать первого и тридцать третьего части 11 статьи 154

Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении

изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании

утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в

связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений

в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального

закона от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

разграничения полномочий") в части, устанавливающей порядок безвозмездной

передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в

собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением

полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не

противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные

законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе

действующего правового регулирования предполагают необходимость

волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.

Конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154

Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленный в

настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное

их истолкование в правоприменительной практике.

2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,

вступает в силу немедленно после провозглашения, действует

непосредственно и не требует подтверждения другими органами и

должностными лицами.

3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление

подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и

"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно

быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской

Федерации".

Конституционный Суд

Российской Федерации

Назад в раздел

Если вы не нашли ответ на свой вопрос — обращайтесь за помощью через страницу Контакты.